Повторная экспертиза проектной документации — обязательная процедура при внесении изменений, влияющих на стоимость, объёмы или технические решения. Для государственных заказчиков Красноярского края соблюдение этого требования — часть системы финансового контроля, предусмотренной 44-ФЗ и Градостроительным кодексом РФ. Игнорирование повторной проверки часто приводит к нарушениям, фиксируемым КСП и Казначейством, а также к приостановке реализации контракта.
Обязанность направлять проект на повторную экспертизу закреплена в ПП РФ № 87 и ПП РФ № 841. Согласно этим документам, повторная проверка проводится в случаях:
В Красноярском крае обязательной причиной для повторной экспертизы также является переход на ТЕР-2025, если проект ранее рассчитывался по ТЕР-2022 или более ранним редакциям.
Практика показывает, что заказчики часто нарушают порядок повторного направления проектов на проверку. Наиболее распространённые ошибки:
В 2024 году КСП Красноярского края выявила более 20 случаев, когда муниципальные заказчики не направили проектную документацию на повторную экспертизу после изменений в сметной части. В одном из примеров — при корректировке проекта благоустройства в Канске — применение устаревших индексов привело к завышению сметной стоимости на 8 %. После проведения повторной проверки и пересчёта по ТЕР-2025 бюджетная экономия составила около 5,6 млн рублей, а проект получил положительное заключение.
Повторная экспертиза проектной документации — не дополнительная формальность, а гарант законности и достоверности расчётов. Для государственных заказчиков Красноярска и Красноярского края своевременное направление проектов на повторную проверку при изменении сметной части, переходе на новые нормативы или корректировке проектных решений обеспечивает соблюдение 44-ФЗ и требований ПП № 87, ПП № 841. Это снижает риск претензий КСП и способствует эффективному использованию бюджетных средств.